Si vous regardez l’Europe du point de vue de la présence du patrimoine culturel russe, vous trouverez beaucoup de lieux intéressants et des destins passionnants  dans tous les pays. Pourquoi de ne pas utiliser toute cette richesse  en cours de langue russe?  coordinateur du projet « Langues vivantes & patrimoines vivants » Igor Joukovski, Président de l’association Russie-Aquitaine (Bordeaux, France),  parle  de cet angle de vue intéressant du croisement de l’enseignement d’une langue étrangère avec l’enseignement du patrimoine culturel grâce aux nouvelles technologies. 

Если посмотреть на Европу с точки зрения русского культурного наследия, можно обнаружить немало интересного практически в каждой стране. А почему бы не использовать этот материал на уроках русского языка? Вот такое необычное совмещение уроков истории и языка придумали организаторы проекта «Живые языки/живое наследие». О том, что из этого получилось, рассказывает руководитель ассоциации «Россия – Аквитания» (Бордо, Франция) Игорь Жуковский.

– Вы предложили интересную инициативу – рассказывать о русском культурном наследии на уроках русского языка как иностранного. Как возникла такая идея?

– Мы – я и моя супруга Антонина – вот уже 15 лет как создали здесь в Бордо, на юго-западе Франции, языковую школу русского языка. Мы её создали в рамках ассоциации «Россия – Аквитания». К нам начали приходить учащиеся – это взрослая публика, которая интересуется русским языком, причём по разным причинам. 

Встреча участников проекта «Живые языки/живое наследие» / Страница проекта в «Фейсбуке»

Известно, что Франция всегда привлекала россиян, да и сейчас остаётся магнитом для русских. Это и XIX век, когда вся наша интеллигенция выезжала, сверяла свои настроения с Европой. Это и начало XX века, и послереволюционные волны эмиграции. 

Некоторые выходцы из этих волн пришли к нам на занятия. Это люди, чьи родители или один из них были русскими. Они здесь родились, выросли, но интерес к России и русскому языку у них остался. 


Если посмотреть на Францию с точки зрения русского культурного наследия, то оно сосредоточено в треугольнике: Париж, где бывали все наши знаменитости, Лазурный берег с Ниццей и окрестностями и курорт Биарриц на Атлантике.


Вот этот треугольник нас и заинтересовал. Но не только во Франции.

Многие наши учащиеся путешествовали по Европе и, возвращаясь из поездки, делились своими впечатлениями. И всегда они где-то замечали маленькую русскую церковь или большой храм в какой-то из стран. Такие вот очаги русского присутствия в европейских странах.

Однажды одна ученица приехала из Голландии, где побывала в городе Лейден, и на стенах домов она заметила написанные стихи, в том числе и русских поэтов. Это дало толчок провести специальный урок. Мы пошли навстречу пожеланиям наших учащихся. Ведь они не получают тут диплом – мы работаем в рамках неформального образования, поэтому можем построить своё занятие так, как желают наши учащиеся. 

Читайте также: Серебряный век на стенах Лейдена

А после этого, в 2010 году, возникает идея подать заявку на грант в программу обучения для взрослых «Грундтвиг». Это датский мыслитель, который в конце XIX века предложил идею создавать народные университеты. Это то самое неформальное образование, о котором я говорил. То есть люди проводят время с большой пользой – духовной и культурной. 

В этот проект мы пригласили шесть стран и проехали по тем тропкам, где остались какие-то следы русского присутствия. По итогам этой поездки участники из каждой страны подготовили статьи в общий сборник для наших учащихся.

Прошли годы, и мы увидели, что время не стоит на месте. Сборник текстов – это хорошо, но ведь сейчас такие информационные технологии, что не использовать их уже невозможно. И в нашем новом проекте «Живые языки/живое наследие» мы задались вопросом, чем новые технологии могут помочь нашим учащимся в открытии русского культурного наследия. 

В этот проект мы опять пригласили шесть стран, но уже другие. Сейчас у нас участвуют страны, где довольно редко прослеживается русское культурное наследие. В частности, это Шотландия (Эдинбург), Дания (Копенгаген), Кипр. Также в проекте участвует Франция, поскольку мы оттуда, а ещё наши соотечественники из города Карлсруэ (Германия). Он расположен недалеко от Баден-Бадена. Но ведь вся эта земля – это сплошное русское присутствие. И ещё у нас участвует Польша – одна из самых «русских» европейских стран по сохранившемуся культурному и историческому русскому наследию.

Мы решили, что создадим канал на Youtube, на котором начали размещать небольшие фильмы о наших путешествиях по этим странам. Эти фильмы будут учебным пособием, поэтому к каждому будет прилагаться текст, чтобы учащиеся могли и смотреть фильм, и читать текст. 

Страница проекта «Живые языки/живое наследие» в «Фейсбуке»

– Эти фильмы сняли и смонтировали сами участники проекта?

– Каждый наш партнёр выбирает пять сюжетов на выбор, исходя из того русского наследия, которое есть в его стране. И это должен быть небольшой фильм – не более 10 минут. А также аудиоверсия текста, записанная в студии. 

Естественно, что нашим участникам пришлось освоить очень много технических вопросов: съёмка, монтаж, подбор текстов и их адаптация для учебных занятий. Мы уже провели предварительные встречи в Париже, где был дан старт нашему проекту в Русском духовно-культурном центре. Финал будет на Кипре, где мы подведём итоги нашей работы. 

– А какие места русского присутствия нашли в Шотландии?

– Здесь речь идёт о фамильном древе Лермонтова. Он никогда не был за границей, но его род ведёт своё начало именно из Шотландии. Его потомки нашлись там и поставили памятник русскому поэту. Очень интересная история связана с кораблём «Варяг», памятник которому также установлен на островах в Шотландии. Он был отправлен туда на ремонт, но затонул у шотландских берегов. А в самом Эдинбурге мы обнаружили очень интересный портрет Николая II в униформе шотландских стрелков.

На Кипре сохранились следы Белой эмиграции. Некоторые семьи остались на Кипре. На кладбище был случайно найден участок с российскими захоронениями. Об одном из офицеров, похороненных там, написана книга. В Дании родилась принцесса Дагмар, которая стала Марией Фёдоровной – матерью Николая II.

Но так как наш проект называется «Живое наследие», то наши датские партнёры предложили включить туда не только исторические факты. Например, в Копенгагене живёт российский скульптор, который создал бюст принцессы Дагмар. А ещё есть оркестр «Балалайка», которому уже 70 лет. Мы попытались совместить и то культурное наследие, которое живёт сегодня. 

На нашем сайте уже выставлены все тексты, с которыми можно ознакомиться в свободном доступе. Все эти места мы решили обозначить на интерактивной карте, которая также находится на нашем сайте. Таким образом этой информацией смогут воспользоваться и русские туристы, которые захотят увидеть больше, чем им предлагают традиционные маршруты. 

– Вы уже довольно давно занимаетесь преподаванием русского языка для взрослых. Какова тенденция: сохраняется ли интерес к русскому языку?

– Есть некоторое увеличение – небольшое, но есть. Люди с удовольствием интересуются русским языком, потому что путешествуют. Мы сотрудничаем с одним туристическим агентством, которое организует туры в Россию. Проводим совместные встречи, вечера, где путешественники делятся впечатлениями о том, что они видели в России. За эти несколько лет количество таких путешественников существенно возросло. И впечатления о сегодняшней России они привозят очень хорошие. А наши ученики, когда едут в Россию, выбирают непростые маршруты Москва – Петербург, им хочется увидеть глубинку. И некоторые потом возвращаются в Россию по несколько раз. Но и мы, конечно, этот интерес подогреваем на своих уроках. 

Фонд « Русский мир » https://russkiymir.ru/publications/258219/